Секреты фотосъемки с доступным светом

Фотограф Кэтрин Кэрноу рассказывает о том, как использовать имеющиеся условия освещения для создания наиболее удачного снимка. В качестве примеров Кэтрин приводит свои фотографии, сделанные в самых разных ситуациях во время ее путешествий.

Совет 1

При съемке в сумерках заранее установите необходимые настройки и снимайте от начала сумерек до наступления ночи. Никогда нельзя точно знать, в какое именно время освещенность будет наиболее удачной.

Секреты фотосъемки с доступным светом
Цветы памяти, Таиланд. Фотограф – Кэтрин Кэрноу.

Лучшие ночные фотографии снимаются в сумерках. В данном случае это позволило передать и волшебное голубое небо, и эффектное мерцание свечей, помещенных среди цветов.

Если говорить о съемке, я люблю сумерки больше, чем любое другое время суток. Это удивительный «промежуточный» период: не день и не ночь; его можно сравнить с волшебным моментом, застывшим во времени. К тому же сумерки — самая романтичная часть суток, и фотография способна сохранить это ощущение.

Сумерки не имеют четких часов; их время зависит и от местоположения, и от сезона: так, если для Скандинавии летом характерны долгие сумерки, то на экваторе они крайне быстротечны. К съемке в этот период суток надо готовиться заранее: никогда точно нельзя сказать, когда наступит это сказочное время. Это может быть тонкий момент, когда только-только начинает темнеть, но в небе еще есть свечение от заходящего солнца. А может быть, что небо уже смотрится очень темным, но на экране еще отражается его глубокая синева.

Совет 2

При съемке в городе в солнечную погоду будьте внимательны: солнечный свет и его отражения нередко могут создать живые интересные рисунки.

Секреты фотосъемки с доступным светом
Голубой грузовик, Гонконг. Фотограф – Кэтрин Кэрноу.

В рамках моей работы для National Geographic Traveler я снимаю много городов. В отличие от пейзажей, которые удобнее всего снимать до полудня, в городской среде много сюжетов, происходящих во время, когда солнце стоит высоко. Например, отражение солнца в стеклянных и стальных зданиях: это можно сфотографировать только в середине дня, а до или после улицы слишком многолюдны.

Каждый раз, когда я вижу эти ослепительные блики солнца, играющие в окнах, я также смотрю на всю улицу. В Гонконге мне очень понравилось, как исторический Центральный полицейский участок был освещен невероятными узорами света от отражающегося рядом небоскреба.

Совет 3

Во время съемки людей при ярком полуденном солнце используйте подсветку, чтобы избежать слишком жесткого солнечного света прямо на лицах.

Секреты фотосъемки с доступным светом
Йога на свежем воздухе, Санта-Моника. Фотограф – Кэтрин Кэрноу.

На моих занятиях йогой я узнала, что вскоре на Third Street Promenade, пешеходной улице в Санта-Монике, состоится крупнейшее мероприятие для всех поклонников йоги. Я сразу поняла, что это отличная возможность снять «йога-лихорадку». Единственной проблемой было время проведения этой встречи: полуденное солнце в безоблачном небе Калифорнии даст слишком жесткий свет.

Но у меня есть множество решений для съемки в середине дня. Фотографируя людей, важно поймать момент, когда на их лицах нет солнца: это позволит избежать прищуренных глаз, высокой контрастности теней, и особенно теней от шляп. И хотя йоги во время массового сбора в Санта-Монике и расположились спиной к солнцу – создать мягкий свет на их лицах мне удалось благодаря съемке с подсветкой.

Совет 4

За исключением молний, плохая погода – не повод пугаться: напротив, нередко можно получить отличный свет и сделать неожиданные фотографии.

Секреты фотосъемки с доступным светом
Slickrock Trail, Моаб. Фотограф – Кэтрин Кэрноу.

Я приехала в Юту, чтобы снять знаменитые красные скалы каньона Сликрок. Здесь также проложен Slickrock Trail – популярный маршрут для катания на горных велосипедах. Моей основной задачей было показать, какие красные эти скалы, и для такой съемки лучше всего подходила вторая половина дня. Однако меня застиг внезапный ливень, который принес и замечательный сюрприз. Буря оставила после себя голубой свет, а скалы стали скользскими и заблестели от влаги. В результате вместо того, чтобы снять традиционный и всем известный пейзаж, благодаря капризам погоды я получила возможность показать это место с необычной стороны.

Совет 5

Внимательно наблюдайте за движущимся, чтобы не упустить момент, когда объект съемки замрет. Возможно, вы сделаете за сессию лишь пару кадров, но один будет «тем самым».

Секреты фотосъемки с доступным светом
Ночной клуб, Париж. Фотограф – Кэтрин Кэрноу.

По заданию National Geographic Traveler я отправилась снимать модный бар в стиле шестидесятых под названием Ne Nous Fachons Pas, расположенный в парижском районе Пигаль. Мне не нужно было множество видовых фотографий бара, достаточно было сделать один хороший снимок, передающий атмосферу места. Войдя, я сразу же стала искать глазами посетителей, которые лучше всего ассоциировались бы с атмосферой шестидесятых. Один из людей, которых вы видите на фотографии – парень с квадратной челюстью и длинными бакенбардами – прямо настоящий персонаж какого-нибудь фильма Жана-Люка Годара. Я спросила у него и его друга разрешение на съемку и в благодарность купила им напитки.

Фотографируя в барах и ресторанах, важно захватить естественную атмосферу места. Вспышку я использую только для танцевальных сцен, а в целом, как и в любой фотографии, важно передать главный момент. Но при низкой освещенности сделать это непросто: сюжет окажется размытым.

В этих случаях я обычно использую штатив, так как выдержка может быть составлять 1/4 секунды. Я внимательно наблюдаю за действием; жду момента, когда оно приостановится. «Парень из фильмов Годара» неподвижно слушал рассказ своего друга. Но не следует думать, что это – тот самый момент: герой снимка просто застыл как статуя, это не интересно. А потом парень, затягиваясь сигаретой, замер на долю секунды – и этого оказалось достаточно; в кадр попал даже красный уголек сигареты. В ту ночь я сделала лишь два снимка, и один из них пошел в публикацию.

Совет 6

Ищите естественный верхний свет: он может решить проблему при съемке в темных помещениях.

Секреты фотосъемки с доступным светом
Зрители оперы, Китай. Фотограф – Кэтрин Кэрноу.

В Вэньчжоу – китайском городке, лежащем к югу от Шанхая, – я оказалась в марте ради съемок выступавшей здесь оперной труппы. Я фотографировала оперу каждый день: сцену, закулисье и особенно зрителей, которые были в таком восторге от представления, что совсем не обращали внимания на мою камеру. Я не могу вспомнить, была ли эта площадка под открытым небом или у нее была стеклянная крыша – но в любом случае, это было большой удачей. Лица людей освещались невероятным светом, идущим сверху вниз. При съемке я постоянно ищу источники естественного верхнего освещения, особенно когда приходится работать в середине дня при ярком свете. В данном случае свет был послан мне с небес.

Совет 7

Не бойтесь навести камеру непосредственно на источник света и пусть он будет пересвеченным. Просто выставите экспозицию по объекту съемки.

Секреты фотосъемки с доступным светом
Поезд, Бангкок. Фотограф – Кэтрин Кэрноу.

Снимать в поезде непросто, поскольку объектив камеры чаще всего направлен в сторону окна – на источник света. Но я люблю, когда источник света направлен непосредственно в камеру. Главное здесь — выставить экспозицию по лицам людей (или по объекту, который вы снимаете), а затем позволить источнику света (в данном случаю — большому окну поезда) стать пересвеченным (в противном случае сам объект съемки превратится в силуэт). И хотя на большом белом пространстве деталей не разглядеть, до сих пор мои снимки с таким пересветом не были отвергнуты редакцией.

На данной фотографии людей в поезде свет даже придает изображению возвышенность, утонченность, а отсутствие деталей подчеркивает романтику и мечтательность (и эту же задачу «выполняет» спящий малыш).

Совет 8

Снимайте пейзажи в драматическом свете, но будьте готовы к долгим часам ожидания, пока и солнце, и облака не окажутся в идеальном положении.

Секреты фотосъемки с доступным светом
Побережье Корнуолла. Фотограф – Кэтрин Кэрноу.

Подобное освещение отлично подходит для пейзажей. Готовясь сделать снимок на побережье Корнуолла, в землях принца Чарльза [полный официальный титул наследника британского престола – «Его Королевское Высочество принц Уэльский, герцог Корнуольский, граф Честер» – прим.ред.], в ожидании наиболее подходящего света я стояла на вершине высокого холма. Погода радовала различными оттенками драматического освещения, но все же мне потребовалось около трех часов, пока я не осталась довольна результатом: освещенный солнцем полуостров с контрастными тенями в нижней левой и правой частях кадра. (Я точно запомнила время ожидания, поскольку мои оплаченные парковочные часы почти закончились!).

На этом снимке солнце подчеркивает ослепительную белизну волн, контрастируя с остальной частью изображения, затененной облаками. Эта «световая драма» лучшим образом передает и без того впечатляющий пейзаж.

Совет 9
Солнечный день и прекрасная погода не всегда актуальны. Такие элементы, как пасмурное небо и туман, могут ярко передать нужные эмоции, особенно ностальгию.

Секреты фотосъемки с доступным светом
Рыбацкая лодка, бухта Халонг. Фотограф – Кэтрин Кэрноу.

Во время съемок в бухте Халонг на севере Вьетнама моей задачей было показать старую Азию. Я сама выросла в Гонконге в 1960-х; я люблю то время и скучаю по нему. Мне хотелось, чтобы фотографии ассоциировались с традиционной китайской живописью (моя мама рисовала в таком же стиле). Мне нужен был туман; яркое солнце и голубое небо не годились. Я не могла поверить своей удаче: пасмурная погода задержалась здесь на пару дней, и я была готова снимать часами.

Сила фотографии в ее способности передавать эмоции. Сюжет и содержание снимка важны, но без правильного света ничего не получится. Нельзя сказать, что отсутствие солнца и туман – это лучший свет как таковой; но это лучшее освещение для того, чтобы показать ностальгическую сцену с «вечным» сюжетом.

Совет 10
Будьте изобретательны при работе со светом. Не обязательно использовать фотолампы, театральные софиты и другое профессиональное оборудование, если вместо них можно применить фонари или, например, автомобильные фары.

Секреты фотосъемки с доступным светом
Танцы местных племен, Западное Самоа. Фотограф – Кэтрин Кэрноу.

Когда я была на фестивале искусств в Западном Самоа, мне хотелось сфотографировать танцы местных народов в особой обстановке, в стороне от сцены и софитов. Однако у меня не было стробов или других ярких ламп, поэтому в поисках источника света требовалось проявить творческий подход.

Как-то ночью я ехала в гостиницу по темной дороге, и движущийся навстречу грузовик включил фары дальнего света. «Вот оно!,- подумала я. – Я освещу танцоров фарами грузовика!». Затем я нашла не только грузовик, но и поле с уклоном: это позволило направить дальний свет под углом: вверх на лица, не на животы танцоров. Я поставила медленную выдержку, чтобы показать движение, а затем сделала снимок в момент, когда один танцор на мгновение замер.

Совет 11
Вы не ошибетесь, снимая портрет, если расположите объект возле окна или двери, откуда исходит боковой свет. Это классическое освещение особенно подходит для классических, вечных сюжетов.

Секреты фотосъемки с доступным светом
Иконописец, Румыния. Фотограф – Кэтрин Кэрноу.

Для съемки классического сюжета я люблю использовать боковое освещение: оно мягкое и всегда актуальное. Мне повезло, что 87-летняя румынская художница Мария Поэнару работала перед большим окном в своей спальне: это давало возможность ухватить весь путь света, поступающего снаружи. Когда я делаю чей-либо портрет, я часто прошу позировать возле окна или двери. Если снаружи очень светло, то освещение будет идеальным.

Совет 12

Я не люблю правила; это одна из причин, по которой я стала фотографом. Однако есть одно бесспорное правило в фотографии: чтобы получить идеальный свет, снимать надо ранним утром или же в самом конце дня.

Секреты фотосъемки с доступным светом
Миссия Сан-Мигель, Санта-Фе. Фотограф – Кэтрин Кэрноу.

Лучший свет для съемки – рано утром или поздно вечером – не всегда вписывается в рамки вашего расписания. В таких случаях вместо того, чтобы тратить драгоценное время, бесцельно бродя на рассвете или закате, я обычно заранее принимаю решение, где буду фотографировать, и загодя исследую местность. Это позволяет оказаться в нужное время в нужном месте и поймать лучший, но такой кратковременный свет.

Но даже если у меня нет какого-то определенного места на уме, я все равно стараюсь просыпаться до рассвета и не упускать ценное предзакатное время, поскольку все выглядит намного интересней в эти часы.

Это правило особенно актуально для местности, где весь день ярко светит солнце. Только рассвет и закат дадут нужный результат. Например, на юго-западе США низкое солнце наполнит землю и объекты красным оттенком, что сделает архитектуру особенно прекрасной.

Совет 13

Использование вспышки при съемке может выгодно обыграть объект съемки и выразить ваше отношение к сюжету. Иногда стоит использовать заполняющую вспышку высокой эффективности, чтобы выражено подсветить объект съемки.

Секреты фотосъемки с доступным светом
Модель с билборда; бульвар Сансет. Фотограф – Кэтрин Кэрноу.

Я очень редко снимаю со вспышкой, предпочитая естественный вид объекта. Но работая над путеводителем по Лос-Анджелесу, я не могла бы уложиться в отведенный срок – шесть недель – если бы снимала только в режимное время. Кроме того, для съемок в Голливуде применение вспышки в середине дня даже, скорее, предпочтительно: здесь большая часть эстетики построена именно на искусственных, нарочито показных эффектах. Для данного снимка я использовала заполняющую вспышку высокой интенсивности, наиболее подходящую для данного сюжета.

Совет 14

При съемке заката недостаточно захватить в кадр как можно больше неба; гораздо важнее найти элемент, который сделает снимок интересным и обеспечит чувство места.

Секреты фотосъемки с доступным светом
Закат, Нил. Фотограф – Кэтрин Кэрноу.

Во время отпуска я путешествовала по Нилу. Я просто наслаждалась закатом на палубе, с коктейлем в руке, как самый обычный человек. Но небо было столь великолепно, что я побежала за камерой и сделала фотографию.

Мы все любим любоваться закатами, но как сюжет фотоснимка они меня никогда не занимали. Каким бы красивым ни было небо, фотография заката не дает вам чувства места. Но здесь закат и сверкающий в последних лучах солнца круизный лайнер создают нужную атмосферу, передавая и красоту, и эффект присутствия.

Читайте далее:
Несколько простых советов о том как фотографировать осенью
Как снимать городские пейзажи
Как сделать хорошую фотографию?!?
Как фотографировать птиц?
Главные советы начинающему фотографу

0 комментариев